воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Карельские деревни. Вяльцево

Ушедшие и уходящие в небытие карельские деревни...
Сколько их? Какие названия они носили? Кто в них жил? 
Тихо и незаметно они уходят из нашей памяти. Не будем перечислять причины исчезновения деревень. Иногда так складывается жизнь, помочь деревне нельзя и спасти ее некому. И все же боль потери сильна. Ведь с каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, милосердия, нравственности народа. Только в нашей местности обезлюдело  5 карельских деревень. 
Осенью с краеведческим клубом "Родничок" мы побывали в деревне Вяльцево. В ней насчитывается более 30 домов. Но встретила она нас глубоким молчанием.
Эта деревня была построена карелами на месте одноименной пустоши в середине XIIV века и включена в состав Пятницкой волости. Вместе с другими деревнями удельной Пятницкой волости в конце 1860-х годов она была жалована Екатериной II одному из своих соратников - Черткову Евграфу Александровичу. После смерти первого владельца перешла к его племянникам Дмитрию и Ивану Васильевичам Чертковым, а к 1840-м годам к последнему владельцу - помещику фон дер-Нонне.
До 1918 года относилась к Пятницкому церковному приходу. В деревне был зарегистрирован молельный дом евангелистких христиан-баптистов.
Название деревни, как пишет Н.А.Ларин в словаре-справочнике "Весьегония" происходит от слова "вялый" в значении "ленивый", или из "вьялица" в значении - "метель, вьюга, непогода".
Говорили жители этой деревни исключительно на карельском языке. Построена она по типу карельского селения. Дома расположены в два ряда по одной прямой улице. Между домами в середине деревни устроен прогон. Хозяйственные постройки расположены сзади домов. Встречаются дома-пятистенки, с двумя избами и переходом через сени, одной избой с прирубком и с одной избой. В домах можно увидать печь, которая покоится на деревянном опечке, расположенная устьем к окну. У печи - деревянный рундук (каржина) с поднимающейся доской для входа в подполье. Этот рундук возле теплой печи одновременно являлся зимой и кроватью.
Оживает деревня лишь летом, когда приезжают сюда уехавшие жители на летний отдых. По их воспоминаниям в деревне проходили большие праздники, особенно было принято отмечать  "десяту" - десятое воскресенье после Пасхи.
На каждый праздник карельские хозяйки пекли разные пироги, блины, колобы - небольшие круглые лепешки из кислого теста со слоем картофельного пюре или пшенной каши, варили обязательно пиво.  В наших деревнях до сих пор не утрачена традиция приготовления домашнего пива. Из жидких блюд ели супы и похлебки с одинаковым названием rokka.
Семьи были очень большие по 7-8 человек. Поэтому Вяльцево в народе называли "китай-деревня"
Уходят, уезжают люди, и хоть болит у них душа, все равно уходят, и этому много причин. Но если мы не можем спасти гибнущую деревню, в наших силах сохранить память о ней.

Кузнецова Татьяна Викторовна,
библиотекарь Тимошкинской сельской библиотеки

2 комментария:

  1. Татьяна, в д. Чамерово меня угощали КАРЕЛЬСКИМИ ПРЕСНУШКАМИ. Рецепт простой-ржаная мука, соль,вода,начинка- картофель.Не делились старожилы таким рецептом? По описанию похожи- на КОЛОБЫ. Или эти карельские преснушки пекли только Чамеровские карелы?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень похоже на карельские калитки или архангельские шаньги. Рецепт такой: для теста - ржаная мука, соль, вода, молоко или кефир, для начинки - картофель, грибы или крупяная каша. Раскатываются лепешки, на них выкладывается начинка, края заворачиваются на 4,6 или 8 углов. Сверху смазываются сметаной взбитой с яйцом. Очень вкусно!!!

    Как написано в рецепте карельской кухни, рецепт должен состоять из 8-ми ингридиентов - "калитка любит восьмерку". Вот только начинка, какой бы сложной ни была, считается за "1", восьмерку надо добирать в тесте (вода, кефир, молоко, сметана, соль, мука ржаная, мука пшеничная). Вот как-то так)))

    ОтветитьУдалить