22
июня 1941 года началась Великая Отечественная война – одно из самых суровых
испытаний, выпавших на нашу долю.
«Родина
в опасности!» По этому зову все, кто мог владеть оружием, приходили на сборные пункты,
чтобы отправиться на фронт.
Война
коснулась каждой семьи, на фронт уходили мужчины: отцы, мужья, братья, другие родственники, знакомые.
Многие женщины сражались на фронте вместе с мужчинами, заменяли ушедших на
фронт у станков. на полях и фермах, лесозаготовках, строительстве
оборонительных заграждений. С рабочих мест не уходили домой неделями. Недоедая
и недосыпая, тыл помогал фронту.
В чрезвычайных (военных)
условиях руководство приняло решение о применении детского труда. Подростки
заменили своих родителей на производстве: стали работать
на предприятиях, заводах, колхозных полях. Юным рабочим тогда было по
13—15 лет, и чтобы они могли работать у станков, понадобились подставки под
ноги.
«Гулливеровскими» были нормы
выработки на полях, где трудились дети: тысячи гектаров скошенного хлеба,
тысячи связанных снопов, тонны намолоченного зерна. С 4-х часов утра до 10
часов вечера продолжался рабочий день на севе, а во время уборки урожая не
редкостью была ночная молотьба. Самые младшие школьники выходили на поля
собирать колоски.
В военное время резко сократилось
число учащихся: состав средней и старшей школы уменьшился в 2 раза. В основном
учились ребята младших классов.
Кесемская библиотека продолжает сбор
материалов о Великой Отечественной войне, воспоминания тружеников тыла и детей
войны.
Предлагаем вам воспоминания ветерана
Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Филатовой Марии Сергеевны, которая
будучи ребенком, стала ее непосредственным участником.
«Я,
Филатова Мария Сергеевна (в девичестве Белякова), родилась 6 марта 1929 года в
д. Новое Шилково, Овинищенского района, Тверской области в большой крестьянской
семье. Отец работал председателем, а потом бригадиром в колхозе «За
пятилетку»,мама долгое время – дояркой. В семье было пятеро детей.
Отец-участник гражданской войны, был ранен. В первые годы советской власти был активистом, принимал участие в раскулачивании, за что чуть не
поплатился жизнью. Родители по тому времени были довольно грамотными людьми и
нам. детям, стремились дать образование, а такжес малых лет приобщали к труду.
Великая Отечественная война с первых
дней принесла тяжелые испытания и горе нашей семье, как и многим другим. Вся
жизнь резко изменилась.
Отец (47лет) был призван на трудовой
фронт. Старший брат Алексей в это время служил в действующей армии на
Балтийском береговом флоте. погиб в самом начале войны. Родители никаких
известий о его гибели не получили, и он. защитник Родины, не внесен даже в
книгу Памяти.
Старшая сестра Антонина была
мобилизована на трудовые работы, девушки рыли противотанковые рвы где-то под
Торжком.
Сестра Зинаида после окончания школы
работала на ст. Овинищи.
Сестру Лидию мобилизовали в ФЗО в
Москву на военный завод. Остались мы вдвоем с мамой. Я училась в 5 классе
Тимошкинской 7-летней школы. Как мы жили во время войны? В школу мы
ходили за 3 км пешком. Только в дни метелей и буранов родители подвозили нас в
школу на лошади. Некоторые наши учителя были эвакуированы с мест военных
действий. Электричества не было, занимались и учили уроки с керосиновыми
лампами. Тетрадей не было, писали на старых книжках. И все равно старались
хорошо учиться. Немецкие самолеты часто пролетали с воющим звуком над нашей
местностью, стреляли в работающих на поле женщин. Нередко пролетали очень низко
над школой. Взволнованные родители прибегали в школу за нами, детьми, потому
что уже ходили слухи. что детей будут эвакуировать. Звуки военной канонады были
слышны со стороны Сандовского района. Немцы несколько раз бомбили ст. Овинищи, были
жертвы. В нашу местность был прислан выздоравливающий батальон солдат (может
как по-другому называется). Положение их
было не завидное. Скудное питание, ходили зимой в шинелях, ботинках с
обмотками. У нас в доме квартировали тоже 7-8 человек, мы их подкармливали. чем
могли.
Я закончила 7 классов в 1943 году и
2 года во время войны будучи подростком работала в колхозе наравне со
взрослыми. Мужчин в деревне по существу не было, трудились пожилые. подростки и
дети. Было очень тяжело. Ели хлеб с мякиной, картошку. а молоко. мясо. яйца и
др. сдавали государству. Лошадей тоже отправляли на фронт, поэтому выполняли
всю работу вручную: косили. жали серпом. лен обколачивали деревянными
колотушками, освобождали от костры специально выстроганными досками с ручкой
(трепалами), лен дергали руками, расстилали. боронили пашню, вручную сеяли. Свои
огороды пахали с помощью быков, а иногда и сами женщины тащили плуг за собой.
В это время все делалось для фронта, для Победы. Дома многие семьи вязали и шили теплые вещи и
отправляли на фронт. А ведь в каждой семье было горе, приходили похоронки и еще
хуже, когда вообще никаких вестей не было. Страшно было смотреть ,как страдала
моя мама. потеряв любимого сына, прекрасного человека, спортсмена. который не
успел даже и закончить образование в техникуме.
Закончилась война. Моя сестра
Антонина и отец вернулись домой. Они снова стали трудиться в колхозе, а я в
1945 году поступила в Краснохолмское педучилище. Труднейшие послевоенные годы. В
первый год учебы нам выдавали продукты по карточкам. Из дому тоже было
нечего взять. В то время еще не было
поезда рейсом Весьегонск- Санково. Мы вынуждены были ездить на поездах Москва-
Ленинград, билетов в малых Овинищах не продавали, и мы ездили на подножках
вместе с мешочниками, ворьем и теми, кто спасался на крышах вагонов. Иногда и у
нас резали карманы и сумки. Жили мы в
общежитии, девушки в комнате были дружные. И все мы старались хорошо учиться. А
как мы готовились к экзаменам! Брали одеяла, расстилали у каланчи (она была
напротив нашего общежития) и учили материал чуть ли не наизусть. Развлечений
было немного, иногда устраивались в педучилище вечера. Я принимала участие в
хоре, и мы выступали на вечерах, иногда и по местному радио. По воскресеньям
ходили в городской сад. пролезали без билетов через лазейки, танцевали под
духовой оркестр. А еще тайком иногда ходили в действующую церковь посмотреть, что
там делается. В 1950 году я успешно закончила педучилище и числе лучших
выпускниц была направлена в Бежецк на месячные курсы повышения квалификации. чтобы
потом преподавать русский язык и литературу. После окончания курсов я была
направлена на работу в школу в Сандовский район. Но вызова из школы я не
получила, и мы вместе с одной выпускницей педучилища поехали в Москву в
Министерство образования, чтобы нас направили туда, где бы мы были особенно нужны. Одним словом, мы были молоды. хотелось
романтики. И нас по нашему желанию направили на работу в Новосибирскую область.
Действительно, романтики в последствии было достаточно. Мы, не видавшие еще
ничего в жизни, окунулись в самую ее гущу. Приехали в Москву на Казанский
вокзал. За билетами на восток огромная очередь. Люди стоят сутками. раздраженные,
стараются пройти без очереди. Мы смогли достать билеты только благодаря тому, что
имели направления на работу. И вот мы с Тоней (так звали мою спутницу) в поезде
дальнего следования, долгие пять суток. Люди в вагоне обжились, сидят
компаниями, выпивают, где-то поют, где ругаются. Мы натерпелись страха, но
добрались все же до Новосибирска. В Облоно нас направили в один из самых
отдаленных районов области, Михайловский, как потом оказалось, район
политических ссыльных (58 статья). Привезли нас на попутной машине в районный
центр с. Чумаково. Населенные пункты там расположены друг от друга на
расстоянии 50-100 и более км, связи никакой нет. Можно было попасть на место
назначения только на попутке или подводе. Примерно через неделю за мной прислали
лошадку. Назначили меня в Кульчинскую 7-летнюю школу – литератором. Это была
большая деревня в одну длинную улицу со стадами гусей, а за деревней блестело
большое красивое озеро, в котором причудливо отражался вечерний закат. Дома –мазанки, с сенями, плетенными из
прутьев. Я была единственным литератором в школе, классным руководителем в 6-м
классе. Многие ребята во время войны не учились, а потом пошли в школу. поэтому были переростки, почти
мне ровесники. Работа в Сибири мне нравилась, нас там ценили, считали специалистами,
потому что учить там было некому. Некоторые учителя имели 7-летнее образование.
Ребята мне тоже нравились, более наивные, добрые, хотя жилось им после войны
очень тяжело. Ведь сибирские солдаты почти все полегли. храбро сражаясь, между
прочем, за нашу Калининскую область. У меня в классе из 40 учащихся только 2 или
3 ученика имели отцов. В школу зимой некоторые дети ходили босиком. очень бедно
одетые. Но сибиряки в отличии от нас - очень веселый народ. На работу и с
работы с песнями. В клуб ходили все: и молодежь, и семейные. Танцевали и
отплясывали в галошах, подвязанных веревочками. в фуфайках. Там все умели
здорово плясать, играть на гитаре или других музыкальных инструментах. Так как это был район ссыльных, высоко была
поставлена политико- воспитательная работа. К каждому учителю прикреплено было
десять домов. Еженедельно мы проводили беседы на различные темы. Особенно большая
работа по идейно – политическому воспитанию населения проводилась перед
выборами. Мы отвечали за каждого голосующего из своей десятидворки. Но зато и
выборы потом превращались в праздник. В клубе было веселье всю ночь до утра. В
Сибири я честно проработала 3 года. Но я понимала, что мне необходимо учиться
еще, получить высшее образование. Я обратилась в Роно, но мне документов не
выдали, потому что там не хватало учителей. Я уехала и стала готовиться для поступления
в Калининский государственный педагогический институт. В 1954 году я поступила
в КГПИ на дневное отделение. По моему запросу мне выслали мои документы из
Сибири. Все годы я училась на повышенную стипендию и окончила институт в 1957
году со званием учителя русского языка и литературы, получила диплом.
По семейным обстоятельствам год не работала. Потом в 1958 году устроилась на
работу в Тимошкинскую 7-летнюю школу, а в 1959 году была переведена в Кесемскую
среднюю школу, где работала преподавателем русского языка и литературы, а
с1973г. и завучем до пенсии 1985 года».
Мария Сергеевна служит примером для
своих учеников, для односельчан, к ней
обращаются за советом, в трудную минуту за поддержкой. Для каждого найдется
теплое слово, нужный совет. Свою любимую учительницу навещают её ученики. Для
учительницы – они всегда её ученики и за каждого она переживает, а в радости
разделяет счастье.
В личной жизни она счастлива. У неё дочь Татьяна
Васильевна (как и мать –педагог),сын Виктор Васильевич, внуки, правнуки.
Награды:
Медаль «Ветеран Великой
Отечественной войны». Удостоверение № 5730996
Удостоверение №75552 Медаль «Ветеран труда».
Кесемская средняя школа.10 класс.
|
медаль «За долголетний
добросовестный труд», юбилейные медали, множество наградных листов за педагогическую деятельность.
Кесемская средняя школа (Филатова М.С. в центре, во втором ряду) |
Поезка в Санкт – Петербург. Учителя
и ученики Кесемской школы
|
Филатова Мария Сергеевна и 8класс. Кесемская
средняя школа
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий