Традиционно временем проведения свадеб в карельских деревнях были такие календарные периоды: Мясоед, период от Пасхи до Петрова дня и период между осенними постами.
Начинался обряд со сватовства. Сватались вечером. Сваты заходили сначала в соседний дом, откуда посылали спросить разрешения сватать. Получив разрешение, шли в дом невесты. Сватами были обычно мать или крестная жениха и его дядья. Зайдя в дом, сваты садились под матицу, молились, а потом начинали сговариваться.
Если невеста в это время была на беседе, то за ней кого-нибудь посылали. Если родители были согласны, то жениху давали задаток от невесты - полотенце или платок. Договорившись, садились пить чай из самовара.
Следующий этап подготовки к карельской свадьбе был двороглядье. Родня невесты ездила смотреть хозяйство жениха. Если им в хозяйстве что-то не нравилось, то в свадьбе могли и отказать. Если все устраивало, садились пить чай теперь уже в доме жениха.
После того, как назначали дату свадьбы, за неделю или две до нее будущие родственники собирались на Богомолье в доме невесты. Здесь "выговаривали приданое", принимая окончательное решение, после чего отказывать в свадьбе было уже нельзя.
В Тимошкине существовал еще такой обряд как "крещение глаз", когда в дом невесты приезжал жених вместе с крестными, в доме зажигались свечи, а все присутствующие молились, перекрестив руки за столом. На Богомолье же девушки приносили в дом невесты веточку березы или ели, украшенную ленточками. Жених должен был ее выкупить. Затем эти веточки приколачивали на передний угол дома невесты и жениха.
В Тимошкине существовал еще такой обряд как "крещение глаз", когда в дом невесты приезжал жених вместе с крестными, в доме зажигались свечи, а все присутствующие молились, перекрестив руки за столом. На Богомолье же девушки приносили в дом невесты веточку березы или ели, украшенную ленточками. Жених должен был ее выкупить. Затем эти веточки приколачивали на передний угол дома невесты и жениха.
Затем начиналась подготовка к свадьбе. Варилось пиво, шилось приданое. Жених, навещая невесту, привозил ей пряники и другие гостинцы.
Накануне свадьбы совершался обряд мытья невесты в бане.
Тверская карелка |
В доме невесты подруга или сестра расплетала невесте косу, невеста причитала, прощаясь с косой: "Я спущу девичью красоту; во леса-то да во темные!" Невеста раздавала ленты подругам. После этого невесту, покрыв шалью, вели в мыться в печь. Как вымоется - сажали на шубу в красный угол. Невеста угощала подруг пивом, приглашала на девичник, который устраивался в тот же вечер в доме невесты. Подруги пели песни, а невеста плакала, причитала. Приходили смотреть на девичник все жители деревни, приезжал и жених с друзьями. Пели песни, частушки, девушек угощали ужином.
На утро следующего дня невесту благословляли с иконой и ржаным караваем. После приезда жениха невеста переставала причитать, молодых благословляли.
В доме жениха тоже готовились к свадьбе, убанчивали лошадь.
Подруги невесты встречали жениха с песнями во дворе. Не пускали в дом, пели "корильные" песни, требовали выкуп.
Молодых благословляли и в церковь они отправлялись отдельно друг от друга. Обратно молодые ехали уже вместе.
Возле дома молодых осыпали житом, давали выпить по кружке молока, чтоб ребятишки были белолицыми.
В доме молодых сажали на подушки и давали один прибор на двоих.
Приданое на карельских свадьбах заносили тихо через задний двор.
После застолья молодых уводили спать в кладовку.
Второй день гуляли в доме невесты. За столом подавали яичницу и смотрели, как жених ее будет есть.
После свадьбы молодых мыли в печи.
На протяжении следующих трех дней жители деревни заходили в гости в дома жениховой и невестиной родни за угощением.
Использованная литература:
- Михайлова Н.Е. Свадебный обряд у русских и карел Весьегонского района: этнографический аспект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий