Большой вклад в исследование русской народной одежды (в т. ч. и
Тверской губернии) внесла Н.И. Лебедева. В совместной работе Н.И. Лебедевой и
Г.С. Масловой «Русская крестьянская одежда XIX - начала XX века» имеются и
сведения об одежде Тверской губернии (русской и карельской), схемы отдельных
элементов одежды, зарисовки головных уборов.
Модулем в конструкции народной одежды
Тверского края, как и по всей России, являлась ширина льняной ткани (37 - 39
см.). Такая ширина годилась для всех вещей в крестьянском быту. Скроенная
преимущественно прямоугольников отличалась удивительной простотой и удобством
конструкции, оправданным многолетним опытом. Система украшений, во-первых,
закрепляла края одежды, соответствуя утилитарному назначению вещи которая
должна была быть удобной и прочной, а, во-вторых, призвана была усиливать
магическую охранительную функцию костюма.
Женские и мужские рубахи кроились из
прямоугольных кусков ткани, соединенных дополнительными клиньями и ромбическими
ластовицами подмышками.
В отличие от мужских рубах, женские рубахи шились длинными «до полу» или по щиколотку. На плечах для полноты объема вшивались полики - прямоугольные вставки. В Тверской губернии бытовали прямые полики, пришитые по утку, красные или украшенные красным узором. Самой нарядной частью рубах были оплечья и подол.
Силуэт
косоклинного сарафана напоминает трапецию. Силуэт многих головных уборов также
приближается к трапеции. Орнамент на сороках чаще всего представляет собой
прямоугольник или трапецию, благодаря чему возникает определенный ритм
плоскостей и объемов. Доминантой всей композиции служит композиционный центр,
который «можно выделить по разному: количественно, центральным расположением,
качественно, как смысловой фактор (отделка)». Важными элементами композиции
также являлись цвет и отделка ткани.
В начале XIX века рубахи чаще всего шили
цельнокроеные. В каждом уезде Тверской губернии они имели свое название.
Например, «долгостанец» (Бежецкий у., Теблешская в.), «сквозная» (Осташковский
у., Щучьинекая в., Бежецкий у., Ивановская в.), «сквозовуха» (Весьегонский у.,
Мартыновская в.), «одностанка» (Весьегонский у., с. Молоково), «одностанная»
(Бежецкий у., Ивановская в.)».
Из коллекции музея Чамеровской школы |
Рубаху, в зависимости от ее назначения,
украшали по-разному. Чаше всего по
плечевым вставкам. В праздничных рубахах молодых женщин узором мог покрываться
весь рукав. Такая рубаха называлась «порукавной». Исследователи отмечают, что
для русских более характерно поперечное расположение орнамента на рукавах
рубах, а украшения и размещение орнамента на рукавах как поперечное, так и
продольное. В Старицком уезде праздничные рубахи украшали чаще, всего вышивкой
по оплечью и подолу. В Калязинском уезде свадебные рубахи украшались по подолу
ткаными и кумачовыми полосами.
В Тверском уезде подолы рубах украшались
полосами браного ткачества и дополнялись мелкой вышивкой «крестом». Л.Э.
Калмыкова отмечает, что «иногда подолы помимо вышивки украшались кружевом
(Осташковский у., Иванодворская в.) или только в целом для украшения рубах в
южной части Тверской губернии более характерно ткачество, в то время как в
северных уездах чаще встречается вышивка. К концу XIX века такое различие в
орнаментации женских рубах постепенно сглаживается в Весьегонском
уезде.
Подготовила Чумина Н.Е. (продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий