С каждым годом на территории бывшего Тимошкинского сельсовета становится всё больше опустевших деревень: многие жители умерли, некоторые уехали в поисках счастья в города. Поэтому нам, здесь живущим, надо как можно больше сохранить фактов о той далёкой и такой интересной жизни. Именно с этими намерениями я отправилась в деревню Пятницкое. Там живут и здравствуют те, кто когда-то жил в тех деревнях, которые остались лишь в воспоминаниях.
Начала я свою беседу с Елизаровым Алексеем Дмитриевичем, который родился в деревне Сельца в далёком 1933 году 10 мая.
Там сейчас проживает всего один человек, летом еще два дома навещают дачники. До 4-лет проживал по месту рождения, затем семья переехала в деревню Тимонино, которой сейчас нет, так как она в 80-х годах была присоединена к деревне Большое Мякишево. Интересно, у кого хватило ума сделать это?
Вот как описывает то далёкое время старожил: деревня стояла на пригорке и насчитывала 16 домов. Семье дом достался после барина Антона Захарова, у которого раньше была кузница и мельница. Каким образом вода из реки поднималась на гору, не знаю, но колесо, которое принимало в этом непосредственное участие, разобрали уже мы, когда стали там жить. К труду приобщился рано, был в подпасках, в 13 лет уже работал на лошади. Тогда все работы выполнялись на лошадях и быках. Где-то в пятидесятых годах появились колёсные трактора без кабин.
Колхоз назывался «Быстрый». Председатели менялись часто, одни воровали, другие пили. Деревни Ораново, Демьяново, Тимонино, Житниково и Подлипное перед самой войной объединили с Большим Мякишевом и Сельцами. Были в колхозе коровы, их доили вручную (комплекс появился в семидесятых годах), свиноферма и птичник. Излишки продукции сдавали в Сандово - в то время мы относились к Сандовскому району. Занимались лесозаготовками, добывали торф. Помню, как вручную цепами обрабатывали зерно, мяли лён. А сколько в лесу было ягод, грибов, зверей, а в реках рыбы, приятно вспомнить. В конце 50-х корчевали лес с тем, чтобы расширить посевные площади. В колхозе был свой маслосырзавод, он дважды менял свое расположение, молоко туда возили со всей округи. В деревне имелся магазин, медпункт был в д. Ильницы. И обидно, что всё пришло в запустение, некому на земле работать.
Жили, конечно же, очень трудно и бедно, тогда же работали за трудодни, но как-то весело, все время с песней. Вечерами собирались на беседы. Света не было, он появился в начале 60-х годов. Общественные праздники справляли на Усове, так называлось урочище за школой и сельсоветом
После 50 годов была построена общественная баня. А до этого мылись в русской печи, постелив на под солому, которую тайком приносили с общественного поля, ополаскиваться бегали голышом на мостки перед спуском во двор.
В армию я пошёл в 1952 году, прослужил 4 года в г. Пугачёв, служил в ВВС. Там было интересно, да и от тяжёлого сельского труда отдохнул. Однако, когда вернулся, решил выучиться на тракториста, затем на шофёра. А потом как-то затянуло, женился, появились дети, вроде и жить стало лучше. Переехали жить в д. Большое Мякишево, совместно с братом построили дом. А уже когда в деревне никого не осталось, переехали с женой в д.Пятницкое. Сколько пережил преобразований: раньше в каждой деревне был колхоз или какая-нибудь артель, далее укрупнение в совхозы, потом разделение на кооперативы, и в итоге всё умерло.
Нет у нас хозяина на земле, забыта деревня. Может, что и придумают новое, но мне этого уже не увидеть. Всю жизнь прожил и проработал на земле, сейчас живу бобылём, так сложилось, что оба сына погибли очень рано, жена умерла, но радуют внуки, навещают. Раньше любил охоту, а потом «заболел» пчеловодством. Ни о чём не жалею, жизнь прожита, а вот пчёл очень-очень жалко, если уйду в мир иной, некому будет о них позаботиться.
Елена Молодцова,
библиотекарь Тимошкинской библиотеки
Комментариев нет:
Отправить комментарий