Карельские причитания — уникальный жанр, который в прошлом занимал центральное место в таких важнейших в жизни народа обрядах, как похороны и свадьба, где причитывание являлось обязательным. Причитания (свадебные, похоронные, рекрутские, «на случай») исполняются только женщинами.
Евсеева Анна Михайловна, 66 лет, дер. Бухрово Весьегонского района. Записал Ф.А.Федоров, 1957 год.
Плач молодухи
Плачет молодуха во лесочке,
во бору раздается её голос,
на лугах её голос звенит.
В это время отец приходит
за дверями находится,
за стеной стоит.
«Что плачешь, Анна, единственная дочь,
кто с тобой плохо обходиться?
Свекор ли с тобой плохо обходится?»
«Не угадал, не угадал, милый тятенька.
У меня свекор, словно родной отец.
Один злодей меня тиранит,
длинными прутьями стегает,
кожаными плетками хлещет».
Плачет молодуха во лесочке,
во бору раздается её голос,
на лугах её голос звенит.
В это время мать приходит,
за дверями находится,
за стеной стоит.
«Что плачешь, Анна, единственная дочь,
кто с тобой плохо обходится?
Свекровь ли тебя обижает?»
«Не угадала, не угадала, родная маменька.
У меня свекровь, словно родная мать.
Один злодей меня тиранит,
длинными прутьями стегает,
кожаными плетками хлещет».
Плачет молодуха во лесочке,
во бору раздается её голос,
на лугах её голос звенит.
В это время сестра приходит,
за дверями находится,
за стеной стоит.
«Что плачешь, Анна, единственная сестра,
кто с тобой плохо обходиться?
Золовка ли с тобою плохо обходится?»
«Не угадала, не угадала, родная сестреночка.
Золовка у меня, словно родная сестра.
Один злодей меня тиранит,
длинными прутьями стегает,
кожаными плетками хлещет».
Плачет молодуха во лесочке,
во бору раздается её голос,
на лугах её голос звенит.
В это время брат приходит
за дверями находится,
за стеной стоит.
«Что плачешь, Анна, единственная сестра,
кто с тобой плохо обходиться?
муж ли с тобой плохо обходится?»
«Угадал, угадал, милый братец.
Он со мною плохо обходится
длинными прутьями стегает,
кожаными плетками хлещет…»
(Что-то есть ещё, да забыла).
Смирнова Татьяна Степановна, 66 лет, дер. Головково Весьегонского района. Записал Ф.А.Федоров, 1957 год.
Сестра Ого (Агафья)
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого (Агафья),
пойдем-ка в отцовский табун («стаю»).
В отцовском табуне три кобылы:
Кобыла отца – златогривая,
своего брата - сереброгривая,
убогого брата – медногривая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка во двор отца.
В отцовском табуне три коровы:
Корова отца – златорогая,
своего брата - серебророгая,
убогого брата – меднорогая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка в клеть отца.
В клети отца три девушки:
девушка отца – златокосая,
своего брата - сереброкосая,
убогого брата – меднокосая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка в избу отца.
В избе отца три жены:
жена отца – златолобая,
своего брата - серебролобая,
убогого брата – меднолобая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
Пойдем-ка – никуда!
(Кончилась).
Сестра Ого (Агафья)
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого (Агафья),
пойдем-ка в отцовский табун («стаю»).
В отцовском табуне три кобылы:
Кобыла отца – златогривая,
своего брата - сереброгривая,
убогого брата – медногривая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка во двор отца.
В отцовском табуне три коровы:
Корова отца – златорогая,
своего брата - серебророгая,
убогого брата – меднорогая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка в клеть отца.
В клети отца три девушки:
девушка отца – златокосая,
своего брата - сереброкосая,
убогого брата – меднокосая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
пойдем-ка в избу отца.
В избе отца три жены:
жена отца – златолобая,
своего брата - серебролобая,
убогого брата – меднолобая.
Ой-ён, ой-ён, сестра Ого,
Пойдем-ка – никуда!
(Кончилась).
ИСТОЧНИК:
Г.Н.Макаров Образцы карельской речи. Калининские говоры - Калинин, 1963.
Подготовила Татьяна Кузнецова
Комментариев нет:
Отправить комментарий