Много было хлопот у хозяйки во время праздников, когда в гости собиралась родня.
Еда на праздничный обед будет из десяти-двенадцати блюд: мясные и рыбные супы, мясо, много различных каш, кисели, пряженики, пироги. А хозяин на праздник сварит пива.
Пиво варили в большом котле на реке, на берегу.
Богатый хозяин варил пятнадцать-двадцать ведер пива.
Солод с водой варится в котле, а потом его выливают в кадку с соломой, открывают затычку в кадке и выпускают сусло, а гуща остается в кадке.
Каждому давали чашкой попробовать сусла. Это сусло несут ушатом домой, кладут в него хмель, заставляют бродить день-другой и пиво готово.
После этого отделяют от пива ситом хмель и выливают пиво в бочки.
Более бедные дома варят пиво дома в больших без малого ведерных глиняных горшках, где сусло томится в воде, в него добавляют воды и Выпускают сусло. Такие дома на праздник варят три-четыре ведра пива.
Кто ни придет в праздник в избу, всем хозяин дает кружку пива, чужих не сажали за стол, вином не угощали.
Вино раньше пили рюмками. Только богатый покупает на праздник пол ведра вина, средний житель четвертную, а то и бутылку. Вином поят только званных гостей.
Малая родня из ближних деревень под вечер идут домой, а дальняя большая родня, которая прибыла в гости на лошадях, остается спать.
Утром еще в в темноте хозяин поднимает гостей.
Хозяйка собирает стол, гости похмеляются, едят, пьют и начинают собираться домой.
Иной зять с молодой женой и еще ночь ночует у тестя.
Так раньше проходили праздники в деревнях.
В каждой деревне был свой праздник, а то и два. Мосеевское праздновало зимнего Николу и наименьший праздник был Кузьма летом, Воздвиженье, Успенье, Покров, Казанская, Рождество, Никола летний и зимний, Илья, Кириловская, Борис и Глеб, Девятая и Десятая пятница после Пасхи, Троица – вот какие праздники были в нашей Чамеровской волости.
Были в карельских деревнях праздники и скот оберегающим святым: Егорий в Дудино, Власий в Бельском, Кирики в Ивашково и Чижово, у Ивашкова есть часовня Кирика и Улиты.
У кого скот и курицы не водятся, те приходят, клялись принести курицу или телёнка или в году двадцатого дня июля-месяца к этой часовне, или заплатить деньгами.
В этот день поп в часовне служил службы, окроплял святой водой скот. Приведенные животные и курицы сразу же продавались, а деньги казначей брал для церкви.
Народ верил, что освященный скот и птица будет водиться в доме лучше, не будет болеть.
ИСТОЧНИК
Записки Константина Васильевича Манжина, весьегонского краеведа, учителя Мосеевской 8-летней школы
Комментариев нет:
Отправить комментарий