среда, 29 апреля 2020 г.

Мачеха


Краснёнкина Ирина Архиповна, 67 лет, дер.Тимошкино, Весьегонского района. Магнитофонная запись М.И.Муллонен, 1958 г.

Осталась я от матери двухлетняя. Мне надо было расти с мачехой. Мачеха меня обижала, обижала. А я все-таки росла, с матерью, росла до двадцати («до двадцати» говорит по-русски, пауза, по-карельски) годов я росла с матерью. Потом я вышла замуж. Меня обижали, когда я была маленькая.
Меня, когда я была маленькая, двухгодовалая, хотели отвезти в лес. Мать (мачеха) говорит (отцу): «Отвези в лес, не буду жить, пока (её) не отвезешь в лес!». Мачеха, ну да мама, все равно, говорит, что «не буду жить, уйду».
Отец долго отговаривался (хлопотал), что «не отвезу, не отвезу: она ли нас обижает, двухлетняя?». Но все равно согласился отвезти. Запряг лошадь, пришел – а сплю на постели.
«А куда, её такую маленькую, отвезем, - говорит. - Она ли нас обижает? Ведь мы попадемся оба, если отвезем её в лес!»
«А скажем, что в гостях в Терпигоре, да и потом хоть», - говорит мачеха.
«А терпигоровские придут, скажут, где Ирина?».
«Не знаем, к вам пошла, а куда потерялась?»
«Поди-ка!..Не отвезу, не отвезу в лес (дочку)!» - говорит отец.
Ну, на этот раз я осталась, в лес не отвезли. Я росла… Вот уже и выросла. Постоянно я ходила на поденщину. На поденщину я постоянно ходила. Народ одевается, наряды хорошие, а у меня нарядов нет. У меня худенькие наряды. Тёти дают – да и хожу в тетиных нарядах. Народ пляшет и весёлые, и ловкие, а я ровно оплеванная, в сторонке. А гулять все равно хочется: красота не (у всех) одна, а молодость у всех одна! Всем хочется гулять. Вот я так молодое время, вот кое-как провела.
Потом я вышла замуж. Замуж вышла. За мужем у меня была семья двенадцать человек. Потом семья прибавилась до шестнадцати человек (уже когда дожили до сих пор), семья стала шестнадцать, и мы отделились на край (деревни).
Стали жить, своя полоса (стала)… Ничего у нас нет, все надо покупать, наживать. Кое-как начали жить. Дети (потом) выросли, (я) выросла. Стали жить ничего.

ИСТОЧНИК:
Г.Н.Макаров Образцы карельской речи. Калининские говоры - Калинин, 1963.
Подготовила Татьяна Кузнецова

Комментариев нет:

Отправить комментарий